«Хотел бы с "Малахитом" диск записать» (Челябинский рабочий, 24.10.2002)
На днях на сцене Челябинского академического театра драмы завершился II
областной фестиваль "Играй и пой, моя Россия!", инициатором которого выступил
государственный русский народный оркестр "Малахит" под управлением заслуженного
деятеля искусств России Виктора Лебедева. В рамках этого фестиваля в Трехгорном,
Копейске, Кыштыме, Златоусте, Сатке и Челябинске с "Малахитом" выступал
московский гость - заслуженный артист России, солист Национального
академического оркестра народных инструментов России имени Н. Осипова, есаул
Кубанского казачьего войска 43-летний баритон Василий Пьянов.
Трудная задача - описать, "показать словами" выступление Пьянова. Здесь важно
одновременно и слушать, и смотреть на него. Сначала он на сцене - в строгом
черном костюме. Серьезен, нарочито скуп в проявлении эмоций. Лихую казацкую
натуру Василия выдают лишь его длинные закрученные усы. Но сам характер русского
романса "Только раз бывает в жизни встреча" или "Гори, гори, моя звезда"
располагает к сдержанности. Правда, когда наступает очередь исполнить
"зажигательную" испанскую народную "Клавелитос" или русскую песню "Дорогой
длинною", Василий Пьянов выходит на сцену уже в настоящей красной казачьей
рубахе, шароварах, подпоясанный кушаком. Широко улыбается, эффектно отплясывает.
"Нужно включить свои чувства, вложить в песню свою душу. Пропустить песню через
себя. И это просто, оказывается", - объясняет Василий Пьянов.
- Вы в первый раз в Челябинске?
- Нет, в 1989 году с московским ансамблем песни и пляски ракетных войск
стратегического назначения "Красная звезда" мы уже устраивали тур по Уралу.
Тогда уже публика ваша мне понравилась. Все было прекрасно. Кстати, хочу вам
доложить: я сам родился на Южном Урале, под Оренбургом. Очень сожалею, что там
нет такого оркестра, как ваш "Малахит".
- Чем же он вам так понравился?
- Слаженностью, все у них всегда творчески, все делается заранее, ко всему
подходят очень ответственно. Дирижер никогда не кричит. И музыканты любое его
замечание всегда учитывают. А оркестровки все сделаны как можно удобнее для
певца. В некоторых оркестрах ведь на эти тонкости вообще не обращают внимания. С
"Малахитом" я впервые работал вместе. Великолепный ансамбль. Работать бы только
и работать с ним. Если будут финансовые возможности, хотел бы и диск с ними
записать. Причем с "Малахитом" ведь работают все: и Пьявко, и Архипова, и
Кобзон, и Образцова. Все певцы "большого полета", так скажем.
- Василий, в какой семье вы родились?
- Мама всю жизнь была учителем биологии. Отец работал лесничим, а перед тем
как выйти на пенсию, стал директором местного Дворца культуры. Поэтому у меня
уже с мальства были всякие ансамбли. С детства играл на балалайке. Но самое
сильное впечатление на меня произвел профессиональный оркестр, квартет,
по-моему, какой-то. Я очаровался их звучанием. Естественно, в детской
музыкальной школе играл на балалайке. Потом окончил Оренбургское музучилище. А
потом так получилось, что в армии мне пришлось отдать балалайку в их музей. В
итоге после армии поступил в институт имени Гнесиных, но уже на вокальное
отделение. В 1985 году, правда, поступил в ГИТИС, один курс проучился на
актерском отделении. А потом - ансамбль "Красная звезда", гастроли по восемь
месяцев в году и все такое...
- А как вас в ГИТИС - то занесло?
- Хотелось. Петь, играть - это хорошо. Но вот актерское мастерство! Кстати,
что меня там особо привлекало, так это оперетта.
- Вы - солист Национального академического оркестра народных инструментов
России имени Н. Осипова. Но вы и регулярно работаете с разными российскими
оркестрами:
- Да, я работаю с духовыми, эстрадными, народными оркестрами. Причем только с
российскими. С народными - особенно хорошо работается. А солистом Национального
оркестра имени Осипова я являюсь уже года четыре. Мне нравится, что здесь у меня
есть возможность ездить на гастроли практически в любое место. На Кипр недавно
летали.
- Какой репертуар вы за границей исполняете?
- В Китае, например, вообще все наши песни знают. И иногда даже лучше, чем мы
сами. Но в основном мы, конечно, за границей исполняем русские народные песни. А
если в Штаты едем, то что-нибудь из их репертуара можем спеть. У нас, например,
есть "Заповедный напев, заповедная даль". А там есть национальный заповедник,
про который у них песня написана.
- Что вам интереснее или проще исполнять: классику или народные песни?
- Все имеет право на жизнь. И это как танец, как листок календаря, как
листочек книги. Ко всему у меня интерес есть: к исполнению итальянских или
испанских, русских народных или украинских песен. Я и ретро ведь пою, и эстраду,
так как у Кобзона начинал учиться.
- О чем вы мечтаете?
- Чтобы дети выросли, мир был, благополучие, чтобы города наши росли, дети
были счастливыми, войны не было. В плане профессии хотелось бы еще поездить.
Конечно, от этого не так уж и разбогатеешь: "Тяжела и неказиста жизнь
российского артиста". Но очень приятно, что по России все же такие гастроли
устраивают. Сейчас ведь только за попсой все присылают самолет. Им бабки платят.
В "народниках", конечно, тоже есть такие, кто вот так же приспособился
выступать. А остальные - не особо. Гастроли в рамках этого фестиваля - это
прекрасно. Как в молодости. С оркестром поехать по городам, людей местных
увидеть!
- И последний вопрос. Не было ли курьезных случаев в связи с вашей фамилией?
- А как же! Бывало. И неоднократно. Раньше ансамбли песни и пляски называли
"сто рож". На концертах очень сложно было ведущему всех запомнить и потом
поименно представить. Про меня говорили: ну, это солист, у которого фамилия
хмельная. А иногда ударение в моей фамилии ставят на первый слог. Но тогда я
добавляю: "С утра ПьЯнов". Или "ПолупьЯнов".
Инга МЕЛЬНИКОВА Челябинск
|